автор: Надежда Васильева

Бедность существует при любой экономической системе, а это значит, что каждый человек при определенных обстоятельствах может стать бедным

Что же такое бедность?

Бедность — это:

  • экономическое и социальное состояние людей, имеющих минимальное количество денег, образования, власти и престижа (как меры признания обществом заслуг индивида)
  • состояние, при котором насущные потребности человека превышают его возможности для их удовлетворения
  • отсутствие достаточных материальных ресурсов для поддержания здоровья и ведения умеренно активной трудовой жизни
  • состояние неполноты, внешней и внутренней неосуществленности, делающее бытие человека недостаточным и уязвимым
  • и, наконец, «бедный» в Толковом словаре Даля — это «убогий, неимущий, скудный»

Бедность определяется также как качество жизни и сознания, основанное на постоянном сравнении и неудовлетворенности. В психологическом плане бедным свойствены такие состояния сознания, как безнадежность, апатия, комплекс жертвы, ненависть к себе, бессилие перед обстоятельствами, ощущение беззащитности и страха, зависимости от других и т.п. Если бедный человек склонен считать себя жертвой несправедливости, если он чувствует невозможность повлиять на происходящее и надеется на помощь извне, то начинается процесс сползания в безвыходность, бесперспективную бедность, сопровождающийся разрывом социальных связей и неизбежным падением в отверженность и изоляцию. Можно быть бедным, но нельзя оставаться им сколь угодно долго, так как это вредно для здоровья (см. напр.  в Яндексе: Книгослава — Информация борется с бедностью)

Бедность сама по себе — это серьезный стресс. Страх перед бедностью считается одним из основных человеческих страхов, преодолеть который крайне сложно, особенно если ощущение страха присутствует в твоей жизни постоянно. Бедный человек потому и беден, что находится в постоянном переживании своей бедности. На сегодняшний день люди, чей социальный статус и доходы существенно понизились в результате последних реформ и кризиса, стремятся привыкнуть к бедности. Сознательно занижая свои потребности и притязания, они в результате лжи себе имеют падение самооценки и самоуважения. Но негативнее всего философия поражения сказывается на детях, так как именно они в этой ситуации имеют самый низкий запас жизнестойкости. Таким образом, философия бедняка,  смирившегося со своей судьбой и считающего свое бытие нормой, — порочна

Однако ни бедность, ни богатство человека не определяют его истинной ценности, и при определенной жизненной позиции бедность может обернуться благом. У Кастанеды, например, нищетой дается возможность человеку стать безупречным (том 8, стр.84). Пытаясь вырваться из нищеты, человек может раскрыть свою человеческую одаренность, закалить характер, усилить свой духовный и творческий потенциал, повысить свою выживаемость. Бедность предстает здесь как звено для связи с Абсолютом

О бедности

Закончу рассуждениями русского философа И.А.Ильина о бедности из «Аксиом религиозного опыта» (1953):
«Чему учит меня моя бедность?
Это школа — суровая, школа унижений: всем кажется, будно бедный — «хуже» других, «недостойнее» других и именно потому осужден жить без «радостей». И вот, человек не должен желать богатства, пока не победит этих унижений, то есть пока не убедится в их мнимости. Чтобы убедиться, что он не «хуже» других, бедный человек должен найти настоящий критерий добра и зла, и утвердить свое сердце и свою волю в добре; этим он победит первое искушение бедности. Чтобы убедиться, что бедность и богатство не определяют ценности человека, бедный должен утвердить в себе чувство собственного духовного достоинства и тем победить второе искушение бедности. Затем он должен убедиться в том, что богатство не обеспечивает человеку ни любви, ни счастья, ни радости. Истинные источники радости доступны и бедному, и к этим источникам радости он должен найти верный путь, побеждая этим третье искушение  бедности. И тогда его сердце станет неспособным к зависти… тогда он утвердится в доброте сердца и в свободе духа, и победит четвертое искушение бедности. Этим он духовно созреет к богатству и всякое имущество станет для него орудием свободы, доброты, любви и духа. Вот для чего нашему поколению послана нищета…»